Страница 2 из 3
ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕФЕКТОВ
ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [З]
ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ЗВУКА [З]
Губы растянуты в полу улыбке, зубы видны, губы находятся на расстоянии 1-1,5 мм , язык широкий, кончик языка опушен и упирается в нижние передние зубы, спинка языка выгнута, посредине ее образуется желобок. Прохождение холодной воздушной струи через желобок (которая хорошо ощущается тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту) и вызывает специфический шум.
Боковые края языка подняты и прилегают к внутренней стороне верхних зубов. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют, т.е произнесение звука
[
З
]
отличается от звука
[
С
]
только тем, что включаются в работу голосовые связки.
Артикуляторная гимнастика для постановки звука
[З]
«Заборчик», «Трубочка», «Лопатка», «Пирожок», «Вкусное варенье», «Язык перешагивает через зубы», «Киска сердиться»
Упражнения для вызывания и уточнения произношения звука [З]
«Комарик»
Жарким весной просыпаются насекомые, мушки, пчелы, комары. Послушай, как они говорят комарики «З-З-З-З-З». А теперь попробуй сам сказать как комарик (и ребенок повторят «з-з-з»).
Инструкция для ребенка:
Я тебе буду показывать картинки с
насекомыми, а ты когда увидишь комара скажи: «з-з-з-з-з». Взрослый показывает различных насекомых и называет их ребенку (если это его первое знакомство с насекомыми), а ребенок говорит «З-З-з-з-з-з», когда увидит изображение комара.
Инструкция для ребенка: «Сделай из пальчиков
комарика
(ребенок сжимает пальцы в кулак и разгибает указательный палец, затем сжимает все пальцы и разгибает средний паллет, сначала на правой, потом на левой руке ) и полетели,
зазвенели как комарик.»
Ребенок поднимает руки вверх, вправо, влево, опускает вниз и т.п. изображая летающего комарика и говорит «з-з-з-з-з».
Развитие слухового и фонематического восприятия звука [З], на этапе постановки звука
« Звени как комарик, когда услышишь его песенку среду других звуков»
Взрослый произносить звуковой ряд (на начальных этапах работы звуки должны быть далекие по акустическому и артикуляторному образу, на более поздних этапах - близкие)
Например: З, Д,К,З,Х,Р,Я,О,З, Н, затем З,В,С,Т,З,Ц,С,Х,Т,С,З,Ж,С,Ш,З,В,С,Щ
АТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [З ]В СЛОГАХ
Послушай, какую песенку поет нам комарик и повтори вместе со мной. На этом этапе лучше не акцентировать внимание ребенка на том, что он произносит именно звук
[
З
]
. Можно просить его спеть как комарик. Звук
[
З
]
в слогах на начальном этапе работы произноситься протяжно з-з-з-з, затем как обычно З. Например:
Автоматизация звука [З] прямых
слогах:
З-з-з -о
З-з-з - а
З-з-з - у
З-з-з - э
|
ЗА-За-За
Зэ-Зэ-Зэ
Зо-Зо-Зо
Зу-Зу-Зу
|
ЗА-Зо-Зу-Зы
Зо-За-Зы-Зу
Зу-За-Зо-Зы
Зы-За-Зу-Зо
|
Для поддержания интереса ребенка к столь
не веселому занятию как произнесение слогов, можно разнообразить деятельность следующими видами заданий:
- взрослый называет начало слова, а ребенок договаривает слог, например:
Добавляй слог ЗА: ва....(ЗА), ро...(ЗА),
ко...(ЗА), гро...(ЗА), ло...(ЗА) и т.д
Добавляй слог ЗЫ: ко...(ЗЫ), моро...(ЗЫ), лин...(ЗЫ), ва....(ЗЫ), гро...(ЗЫ), зано...(ЗЫ) и т.д.
Автоматизация звука
[
З
]
в обратных
слогах:
А-З-З-З
И
-
З-З-З
О- З-З-З
У
-
З-З-З
|
АЗ-аЗ-аЗ
ЯЗ
-
яЗ
-
Яз
ОЗ-оЗ-оЗ
уЗ-уЗ-уЗ
|
АЗ-иЗ-яЗ-оЗ
ОЗ-аЗ-иЗ-уЗ
ИЗ-аЗ-уЗ-юЗ
ЯЗ-уЗ-иЗ-аЗ
|
Автоматизация звука
[
З
]
в интервокальной позиции
аЗа-аЗа-аЗа
иЗэ-иЗэ-иЗэ
оЗо-оЗо-оЗо
уЗу-уЗу-уЗу
|
аЗа-аЗо-аЗу-аЗы-аЗэ
оЗа-оЗо-оЗу-оЗы-оЗэ
уЗа-уЗо-уЗу-уЗы-уЗэ
ыЗа-ыЗо-ыЗу-ыЗы-ыЗэ
|
эЗа-эЗо-эЗу-эЗы-эЗэ
|
Автоматизация звука
[
З
]
в слога со стечением согласных
Зва-Звы-Зво-Зву-Змэ
Зма-Змо-Змы-Зму-Змэ
|
Зда-Здо-Зды-Зду
Зла-Зло-Злы-Злу
|
Зпа-Зпо-Зпы-Зпу
Зба-Збы-Збо-Збу
|
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА
[
З
]
В СЛОВАХ
К этапу автоматизации звука в словах следует переходить только в том случае, если ребенок может правильно и легко произносить звук
[
З
]
в слогах прямых, обратных, со стечением и интервокальной позиции. Не следует торопиться переходить к более трудным заданиям, ему будет сложно с ними справляться, у него может не получаться и это подорвет положительный настрой ребенка к занятиям, или он может совсем отказаться от них. Помните, хороший результат будет, только тогда когда занятия для него доступны и достижимы и интересны.
Автоматизация в словах более интересный процесс для ребенка, его можно разнообразить наглядным материалом (картинками, предметами, действиями, играми).
Например,
задания могут быть такие:
«Какое слово получилось?».
Замени первый звук (последний, в середине) в слове на звук
[
З
]
, повтори это слово, четко проговаривая звук
[
З
]
Губы-Зубы, лоб-Зоб, дверь-Зверь, наряд-Заряд, дуб- Зуб, ров - Зов, гнать - Знать
Пёк-ПёС, нож - ноС, голод- голоС, пар - паС, март-марС
Качка- КаСка, лепка-леСка, сопка-соСка, парт-паСта
«Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано
».
Это задание необходимо проводить на последних
этапах автоматизации звука
[
З
]
в словах. Подберите картинки, в названии которых есть звук
[
З
]
и предложите ребенку назвать их, четко проговаривая звук
[
З
]
.
«Вспомни слово»
в названии, которого есть звук
[
З
]
. Можно усложнить задание, предложив ребенку назвать животных, посуду, мебель и.д. в названии которых есть звук
[
З
]
. Такие задания развивают словарь ребенка, помогают усвоить понятия обобщенного понятия слов (мебель, обувь, животные домашние, дикие и пр)
На этом этапе работы так же необходимо проводить
работу по формированию слухового и фонематического восприятия
для этого можно использовать следующие упражнения:
- Я буду читать слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком
[
З
]
: Зуб, лак, диван, Змей, книга, жираф, Замок, ЗАгадка, стог, каф, кастрюля, Звук и т.п.
«Назови второй слог»
Называй второй слог в слове, а затем повтори все слово.
Му-ЗЫ-ка, Ка-За-ки, га-ЗО-ны, фа-За-ны, до-ЗО-ры и т.п.
«Один-Много»
Инструкция: «Я назову один предмет, а ты множество таких предметов»
АрбуЗ- арбуЗЫ, ПровоЗ- ПаровоЗЫ, гаЗ- гаЗЫ, мороЗ- мороЗЫ, расскаЗ- расскаЗы, груз - груЗЫ, таз -таЗЫ
Ниже предлагается порядок
слов для автоматизации звука
[
З
]
в словах. Эти слова не обязательны, возможны их замены и дополнения. Но необходимо соблюдать правильную последовательность ввода звука
[
З
]
в слова. И подбирать слова так, что бы в них минимально встречались звуки, которые ребенок не правильно произносит на данный момент
Автоматизация звука
[
З
]
в начале слова без стечения согласных звуков
Повтори слова, четко проговаривая звук
[
З
]
Зов
Зоб
Зал
Зона
Зуб
|
Загар
Закат
Замок
Запас
Зонт
|
Завод
Загадка
Зоопарк
Заря
Затея
Зоя
|
Автоматизация звука
[
З
]
в интервокальной позиции без стечения согласных звуков
Тазы
Возы
Газы
Ваза
Газон
Коза
|
Морозы
Карнизы
Пузырёк
Паровозы
Грузы
Музыка
|
Узоры
База
Арбузы
Казаки
Вазоны
Дозоры
|
Автоматизация звука
[
З
]
в словах со стечением согласных
Зверь
Змей
Азбука
Звон
Звук
Знак
Знамя
Зной
|
Звание
Воздух
Гнездо
Избыток
Значок
Здоровье
Звать
Знать
|
Звонок
Злой
|
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА
[
З
]
В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ
Восточный базар
Забытая база
Задать вопрос
Закрытая зона
Звуки музыки
Золотая казна
Зоркие глаза
Закладка Зои
|
Спелые арбузы
Резкий запах
Ржавый замок
Громкий звонок
Завтра морозы
Пасутся козы
Розовый закат
Злой зубр
|
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА
[
З
]
В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука З.
В зале заиграла мазурка.
За зубами нужен уход.
Зоя купила в магазине зонт.
Мама поставила в вазу незабудки.
Мы изучаем азбуку.
Он не знал, как называется фильм
.
|
В квартире раздался звонок
Зоя помазала порез мазью
Лиза звонко запела песню
На цветке сидела стрекоза
В зале заиграла звонкая музыка
Зайчик замерз зимой в лесу
|
СТИХИ, ЧИСТОГОВОРКИ ДЛЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА
[
З
]
За-за-за - вот идет коза
Зу-зу-зу - везу козу на возу
Зы-зы-зы - утащили мы тазы
Зо-зо-зо - нам с тобою повезло
За-за-за- идет коза, коза-дереза
|
Прибежали ко
з
ы рано по утру,
Гложут у бере
з
ы белую кору.
Не ходите, ко
з
ы, в молодой наш лес.
Вырастут бере
з
ы, будут до небес.
|
|
|
З
оя на
з
акате
З
вонит
З
ине, Кате.
Пусть
з
накомые у
з
нают:
Мне котенка покупают!
|
Мама Ли
з
ы, мама
З
ины
Побывали в мага
з
ине.
Ли
з
е купили
з
айку,
А
З
ине - мо
з
аику.
|
|
|
З
нает
З
найка все о
з
ве
з
дах,
Он во
з
водит
з
ве
з
долет.
На
з
акате зве
з
долет
К
з
ве
з
дному пути пойдет,
Достигает
з
аданной
з
ве
з
ды
И всем мигает и
з
темноты
|
З
а
з
вонил до
з
орный
В каске луче
з
арной,
З
а рекой,
з
а холмом
З
агорелся Кошкин дом,
И
з
окошек вьется пламя
З
олотыми я
з
ыками.
|
|
|
|